zivers: (Микки в пустыне)
[personal profile] zivers

Обещанные выдержки из рецензии на меня, точнее на Лизу и "Подарок" :)


   "Сюжеты, выбираемые им, обычно вызывают недоумение у неопытного читателя, но истинный ценитель малой прозы легко и с удовольствием отмечает особую красоту в бессюжетности его творчества. В зарисовках нет ни масштабных действий, ни споров, ни конфликтов. Автор до боли реально описывает застывшие картины обыденности, ставит читателя перед ними и предоставляет выносить самостоятельное суждение и воспринимать исключительно написанное только через самого себя. 

   Отсутствие ярко выраженной оценки ситуации, констатация факта, описание события таким, какое оно есть позволяет отметить в творчестве автора черты реализма - согласно трактовке Белинского - "типичные герои в типичных обстоятельствах". Не исключая и не избегая воздействия современной романтической литературы автор все же ушел дальше современных литературных канонов направления, оставаясь реалистом и  сохраняя в творчестве необходимые для восприятия читателем "романтические" черты. Ньютон говорил: "Я глядел далеко, потому что стоял на плечах гигантов". О Гансе Зиверсе можно сказать что-то подобное, ибо совершенно очевидно, что он использовал в творчестве опыт лучших реалистов и романтиков русской литературы. Их влияние хорошо прослеживается в выбранном для анализа произведении - "Подарок".
......

   В первую очередь стоит сказать о языке миниатюры. Мне кажется, что это наиболее точное определение жанра, т.к. произведения автора имеют не только миниатюрность литературную, но и художественную. Эдакие "Картинки с Выставки" в галерее современного литературного творчества. Язык "Подарка" - это абсурдная стилизация под язык прозы 19 века. Особой его чертой является то, что автор, якобы погружая нас в атмосферу того времени, оставляет на поверхности текста "словечки" за которые неосознанно "цепляется" взгляд читателя, создавая у него внутреннее чувство "ненормальности", "внутреннего нарушения" ходя событий, описания. Современные авторы очень часто берутся, в целях изображения возвышенной поверхностности и слащавой детской романтичности, за повторение поэтического стиля: онегинской строфы, высокого стиля Ломоносова, с использованием церковнославянизмов и устаревших слов, но проза имеет авторскую индивидуальность, поэтому ее почти не повторяют. Подобное в сегодняшней литературе - личный подвиг Ганса Зиверса. Размах автора напоминает то, что сделал один из его литературных предшественников - Брюсов - написав роман "Огненный Ангел", стилизованный под 16 век.
Героиня Ганса Зиверса - это "тургеневская барышня", наивная как Ася и упорная как пушкинская Татьяна, названная при этом - по следам раннего романтизма - Лизой. Это отсылает нас к "Бедной Лизе" Карамзина и к новому способу решения проблемы, стоящей перед Лизой, а так же поднимает автора на иной уровень восприятия читателем, так как он не боится затрагивать вечные вопросы, заданные в литературе его "учителями".


   Парадокс Лизы - нежелание видеть мир таким, какой он есть, неумение вовремя решить жизненно важные вопросы, избегание их. Она почти что "Человек в футляре", только в женском его варианте. Миниатюра "Подарок" - это попытка решить при помощи современных технологий проблему многих и многих Лиз, переходящих из поколения в поколение "опущенными руками теребя юбки".
Подарок - это не выход из ситуации, сложившейся в среде подобных девушек. Это лишь возможный вариант. Попытка решения. Способ перейти на другой уровень, измениться, стать лучше, преодолеть новый психологический возраст.

   Как это отражается в тексте?
Миниатюра - лишь неподвижная рама этой жизненной "картины". Движение - это колыхание двигающегося платьица девушки Лизы и вздымание ее молодой груди. (Тоже, кстати, грамотно раскрытый мотив, бьющийся из молодой девушки сексуальности.) Автор заставляет замереть нас в суете нашего мира, чтобы обратить внимание на того, кто обычно к ней (суете)не причастен, кто отделен от нее в силу своего душевного склада. По комнате, классу, лестнице, уже своего собственного, иного Мира, легкими шажками по картине проносится девушка Лиза. Она захватывает в свою тихую незамысловатую жизнь и несет в лучший из дней в году - в день своего рождения.
Время крайне мудро выбрано автором. Днем Рождения отмеряется жизненный путь человека, подсчитываются цели, которых он достиг из желаний, которые он загадал. И Лиза, не по годам недоразвитая, решается в этот день на очень серьезный шаг. Не обязательно быть ярым фрейдистом, чтобы понять его глубокий и проникновенный смысл.


   Героиня одинока. Тема одиночества настолько широка и многопланова в творчестве исследуемого автора, что говорить о ней можно часами. Не будем. В "Подарке" это - одиночество человека-ребенка в пост-пост-пост пубертатный период. Вечная тема нигилизма со стороны детей. Маленькие тайны от старших, поиск нетипичных для родительского времени способов решения проблем. Это уже почти основа к "Отцам и дочерям" - ремейку древней, черно-белой книжки Тургенева.
Возможно говорить об этом поздно, но я скажу. В произведении два центральных образа. Образ Лизы и образ Подарка. Второму тоже стоит уделить внимание, учитывая, что он стоит в названии.
   Что олицетворяет собою "подарок"? Средство или, возможно, Цель? Или и то и другое - тут автор опять обращается с вопросом к читателю, который снова будет судить в меру своей подарочности. (Или порядочности?) Для каждого читателя свой "подарок". Именно поэтому автор нас так интригует в течении всего текста. С каждым предложением мы задаемся вопросом, что стало бы для нас в такой ситуации истинным Подарком. Добавляя интриги, автор всегда оставляет место для тайны и мистики. Нерешенные вопросы и поздние решения.
В общей сложности (если говорить всерьез и "на века") этот Ганс Зиверс сумел раскрыть нам на примере собственного творчества и этого короткого, отчасти ироничного произведения, к чему приводит человека Л.С.Д.

Лишение
Своевременной
Дефлорации.








Date: 2008-12-04 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] anel-a.livejournal.com
Даже мне приятно это читать :-)

Теперь понятно, какие нужно писать комментарии под твоими постами.

Date: 2008-12-04 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Ахаха) Ну ладно, разрешаю немного короче)

Date: 2008-12-06 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] sever-jug.livejournal.com
Просто хочу Вас читать в ленте.
Не замечайте, пожалуйста)

Date: 2008-12-07 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
маттерь божия. Да, Ганс Зиверс сумел раскрыть!

Date: 2008-12-07 01:33 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Наверно, читается немного вымученно) Для тех, кто кроме "Подарка для Лизы" из него больше ничего не читал.

Date: 2008-12-07 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
А один из моих отчимов говорил: "Истинное искусство должно существовать вне контекста")

Date: 2008-12-07 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Это правильно, согласен на все 100.
Только я не про контекст, а про мало-мальскую базу, когда уже можно сравнивать одно с другим.

Date: 2008-12-07 01:48 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
Хм, сравнивать одно с другим - это разве не контекст?
Но я, конечно, почитаю)

Date: 2008-12-07 01:52 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Контекст это... Вот смотри, когда отламываешь хуй у Апполона и говоришь "Вот, тоже мне скульптор, хуй слепил" - это контекст. А когда ты сравниваешь этого Апполона со стоящим неподалеку Зевсом - какой же это контекст?

Date: 2008-12-07 02:02 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
ох, я наверное что-то не так сказала, но мне кажется, что сравнение любое есть поиск контекста. Вот когда, например, смотриш на отломанный хуй Апполона и думаешь "Ого! хуя се!" - это одно. А когда смотришь, и думаешь - "Ну что ж, этот хуй пожалуй поболе будет, чем у ..." И тут взгляд падает на стоящего неподалеку Зевса. Это совсем другое. Это уже хуй, существующий в контексте и не вызывающий немедленного восхищения.

Date: 2008-12-07 02:10 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Нет, Наталья, ты путаешь "контекст" с "ассоциативностью". Без второго человек мыслить не умеет и не сможет, а без первого, без контекста - легко (имеется ввиду если брать масштабно, познание человеком окр. мира)

Кроче того, ассоциации это из глобальной области - познавания и осознания мира, а контекст - масштаба намного более мелкого.

Date: 2008-12-07 02:32 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
Что-то я запуталась. Я всегда думала, что контекст есть некий хронотоп события/явления. Это нечто объективно существующее (ну, представим на минутку, что матрица объективно существует)))
А ассоциации(я полагала) - это нечто субъективное.Можно даже сказать, что это сцбъективный контекст, т.е. хронотоп, но существующий лишь в нашем воображении.
Пример про контекст.
Смотрим на отломанный хуй Апполона и думаем: "Ага. Хуй Апполона. Бога искусства. Отломан у римской мраморной копии бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э))
Пример про ассоциации.
Смотрим на отломанный хуй Апполона и думаем: "Подумаешь,. Шпиачка и та бльше."
Пример про искусство вне контекста.
Смотрим на отломанный хуй Апполона и думаем: "Хуя се!"

Date: 2008-12-07 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Я написал почти полстраницы, а потом решил просто спросить: А что собственно ты имела ввиду?)) Я про первую фразу, с которой и началось. Про вне контекстов и тд.

Date: 2008-12-07 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
ах, да важно ли это. Разве плохо поговорили)

Date: 2008-12-07 03:04 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Нет уж! Теперь не отвертишься! Подать сюда Ляпкина-Тяпкина! Давай уж договаривай, коли уж начала критиковать и искусствоедствовать)

Date: 2008-12-07 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
Если найдешь хоть одно слово критики в сказанном мной - не отверчусь)))

Date: 2008-12-07 01:29 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
вот к чему приводит человека Л.С.Д.

Date: 2008-12-07 01:32 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Да, теперь и ты знаешь.

Date: 2008-12-07 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
Обожаю я все-таки искусствоведов)) Такие они зайки.
"Средство или, возможно, Цель? Или и то и другое?" И чем ворон похож на письменный стол?

Date: 2008-12-07 01:43 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Короче ты с написанным несогласная?

Date: 2008-12-07 01:51 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
Не, согласная, наверное все правильно, только когда все так разжевывают, то вполне себе нормальный, забавный рассказ представляется какой-то нудятиной. Мысль изреченная есть ложь)

(frozen)

Date: 2008-12-07 01:57 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Понимаешь в чем дело. Многотысячекратно убеждался, что люди просто читают. Без всяких связей и ассоциаций. А когда им говоришь - "так это же прямая отсылка к ***", она пялят глаза и говорят "Вот черт возьми. А я и не подумал!" Так что насчет критиков ты не права. Я когда-то в подросточестве (ток не обижайся) точно так же думал.

Date: 2008-12-07 02:11 am (UTC)
From: [identity profile] nmercury.livejournal.com
За подросточество - какие ж девачки обижаются)
Ты прав, конечно. Просто у меня первое образование филологическое, поэтому то, что искусствоеды говорят, для меня как правило уже как-то сразу на поверхности. Лингво-стилистический анализ на подсознательном уровне))

Date: 2008-12-07 02:33 am (UTC)
From: [identity profile] hans-zivers.livejournal.com
Вот тут я вчера поимел повстречал искусствоведа (http://community.livejournal.com/chto_chitat/4357349.html?thread=78731493#t78731493))) Только сейчас увидел, что свой коммент она с позором удалила))) Не ходитте дети, в Африку гулять, бля)

Profile

zivers: (Default)
Micky Knox`s notes

December 2011

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 15th, 2025 08:19 am
Powered by Dreamwidth Studios